Колымская трасса

Дорога из Якутска в Магадан
Знаменитая дорога привлекает искателей приключений со всего мира. Зимой и летом путешественники бросают вызов самым суровым условиям на планете, чтобы испытать себя и увидеть первозданную красоту северной природы на пути из Якутска в Магадан.
Колымская дорога пролегает на Северо-Востоке Сибири, где болотистые низменности, речные долины и горные склоны окружены бесконечной лиственничной тайгой. Трасса пересекает Верхоянский хребет и Оймяконскую впадину, которые зимой славятся своими жесточайшими морозами, а летом – полчищами комаров и светлыми ночами.
Решение о строительстве Колымской дороги было принято почти сто лет назад после обнаружения золотых россыпей в бассейне реки Колыма. Первые экспедиции добирались туда по несколько месяцев. Для транспортировки грузов использовались караваны вьючных лошадей и лодки на многочисленных реках. Дорог не было, только тропы, по которым летом шли пешком, а зимой передвигались на оленьих или собачьих упряжках.
Юрий Билибин. Геолог, под чьим руководством в 1928 году была организована Первая Колымская экспедиция, подтвердившая золотоносность региона. Участники экспедиции обнаружили первые золотые россыпи и провели первоначальные изыскания будущей дороги к ним. Дорога к приискам получит название Колымская трасса и станет символом развития региона.
Юрий Билибин. Геолог, под чьим руководством в 1928 году была организована Первая Колымская экспедиция, подтвердившая золотоносность региона. Участники экспедиции обнаружили первые золотые россыпи и провели первоначальные изыскания будущей дороги к ним. Дорога к приискам получит название Колымская трасса и станет символом развития региона.

Протяженность современной Колымской дороги из Якутска в Магадан составляет почти 2000 км. Нулевой километр дороги расположен в Якутске. Но исторически было наоборот. Первые километры трассы начинались в Магадане от берегов Охотского моря, куда по воде завезли оборудование и первых рабочих. Крошечный портовый поселок с несколькими юртами и избами на реке Магаданка в последующем вырос в город Магадан. Отсюда и начала расти Колымская трасса, которая должна была связать золотые прииски с портом.
Для масштабного строительства при слабой механизации процессов требовалось много рабочих рук. Но добровольных строителей, желающих осваивать далекий регион, оказалось немного. Была создана корпорация «Дальстрой», которой предстояло заниматься дорожным и промышленным строительством в регионе. Ее главной рабочей силой стали заключенные, количество которых превышало численность вольнонаемных в два раза. Таким нехитрым способом решали нехватку рабочих при минимальных вложениях.

Во время современной реконструкции Колымской трассы нередко находили останки людей. Это породило легенду о том, что умерших на строительстве заключенных хоронили прямо в основании дороги. Так у Колымской трассы появилось неофициальное название «Дорога на костях».
Труд заключенных и вольнонаемных был непомерно сложным. Из-за недостатка техники в первые годы дорогу строили вручную с помощью лопат, кирок и тачек, в которых возили грунт из близлежащих карьеров для отсыпки будущей дороги. Сначала делали так называемый пролаз – низкокачественную дорогу. По ней могли проехать лишь трактора. Такая дорога могла активно использоваться только зимой. На протяжении последующих лет пролаз доводили до технологических нормативов, после чего участок дороги мог полноценно эксплуатироваться гружеными грузовиками на протяжении всего года.
Колымская трасса названа в честь реки Колыма, воспетой в легендах золотоискателей и давшей название целому региону. Самым сложным объектом строительства Колымской дороги являлся уникальный деревянный мост через Колыму, построенный в 1937 году. И сейчас рядом с новым мостом можно увидеть бетонные опоры того сооружения, торчащие из воды. Строительство моста было настоящей драмой и трудовым подвигом инженеров и рабочих.

«Начальник «Дальстроя» Берзин Эдуард Петрович обещал заключенным освобождение за 200 процентов выработки на протяжении всей стройки. Мост был сдан в эксплуатацию раньше срока, менее чем за год после начала строительства. Инженер Сенкевич, строивший мост, в день открытия движения по мосту был освобожден по приказу Берзина. Однако после ареста самого Берзина его вновь посадили, но в 1939 году, когда мост выдержал совершенно исключительное по масштабам и нанесенному ущербу наводнение, снова освободили». Алексей Яроцкий
Маршрут будущей дороги проходил через множество горных перевалов, полноводных рек, болот и горных хребтов. Когда начинали строить Колымскую трассу не было научных данных о том, как делать это в зоне вечной мерзлоты. Серьезной ошибкой первых лет стало снятие поверхностного растительного слоя перед укладкой основания будущей трассы. Оказалось, что растительный слой предохранял от оттаивания мерзлотные льды. Его снятие привело к тому, что на дороге появлялись провалы, пустоты и наледи. Позднее отсыпать дорогу начали поверх естественного слоя, не нарушая его.
Льды вечной мерзлоты на срезе обвалившейся дороги. Видно насколько тонок растительный слой надо льдом.

Льды вечной мерзлоты на срезе обвалившейся дороги. Видно насколько тонок растительный слой надо льдом.
Несмотря на вечную мерзлоту и суровый климат, дорога была построена всего за пять лет и доведена до технических нормативов еще за столько же.
Протяженность первой Колымской дороги составляла 600 км. Дорога шла от Магадана к золотым приискам и заканчивалась в известном путешественникам поселке Кадыкчан, где добывали уголь для электростанции (ныне заброшенный «город-призрак»). По мере открытия новых месторождений металлов протяженность Колымской дороги увеличивалась и дошла до соседней Якутии.
Старый памятник на пересечении границ Якутии и Магаданской области.

Старый памятник на пересечении границ Якутии и Магаданской области.
В Магаданской области и сейчас добывается большое количество золота. Все ручьи вдоль дороги промыты и обезображены отвалами из отработанного грунта. С появлением новых технологий старые отвалы промываются снова и снова, чтобы выжать весь драгоценный металл из земли. Потребуется большое количество времени, чтобы на этих искусственных горах снова появилась растительность.
В одном из путешествий по Колымской дороге нам с новозеландцем Энди пришлось жить в заброшенном поселке. Мы пережидали дожди в одном из сохранившихся домов. Наладили быт, просушили одежду и наслаждались жильем, оборудованным печкой. В какой-то момент из окна нашего дома мы заметили костер в заброшенном ангаре на другой стороне ручья. Это нас насторожило, и я решил сходить посмотреть. Перебрался через ручей, и увидел людей, готовивших на костре еду. В разговоре выяснилось, что они здесь моют золото, а тот домик, в котором мы поселились, это их база, но они не стали нас беспокоить, поняв, что мы туристы. Попив чай, они отправлялись вверх по ручью, чтобы разведать берега на наличие золота. Я попросился поехать с ними, хотелось увидеть, как происходит процесс добычи золота.

С помощью трактора они забрасывали грунт в специальный прибор. Насосом качали воду и под давлением промывали ей землю. Золото тяжелее грунта, и во время промывки земли водой, металл оседал в специальном коврике
Это было интересное приключение, я даже сам намыл немного золотого песка.
Несмотря на множество инженерных успехов, подвигов строителей и созданной инфраструктуры вдоль трассы, некоторые участки дороги оставались сезонными вплоть до наших дней. Проехать их можно было только зимой по льду, когда замерзали реки, или летом, когда реки пересыхали.
Дорога оставалась сезонной аж до 2008 года, пока не были построены мосты и реконструированы самые опасные места. Колымская трасса получила федеральный статус и официальное название Р-504 «Колыма».

Черный прижим когда-то был одним из самых опасных участков Колымской трассы. Но и после реконструкции дороги машины продолжают падать вниз на скользких поворотах и спусках, оставаясь лежать на дне ущелья и напоминая проезжающим об опасности.
Дорогу расширили, сделали объезды самых опасных мест, построили новые бетонные мосты через реки и уложили пропускные трубы через ручьи. Но
по-прежнему Р504 «Колыма» остается одной из самых опасных трасс. Крутые подъемы, спуски, перевалы, петли, прижимы. Зимой она скована морозами, летом – клубами пыли. Столько пыли на дороге я еще не видели никогда! Когда догоняешь грузовую машину, ее невозможно обогнать. Не видно ничего кроме стены из пыли. «Слепой» обгон смертельно опасен. Остается только плестись за грузовиком, выжидая, когда ветер продует на мгновение пыль, чтобы совершить обгон.

По дороге постоянно перемещаются грузовики золотодобывающих артелей. Водители, работающие в непростых условиях, к путешественникам относятся очень доброжелательно и всегда готовы помочь в трудной ситуации.

Когда я впервые ездил в Магадан, плохо рассчитал количество бензина. На одном из этапов дороги мне понадобилась помощь с топливом. Я обратился к дорожникам, и они заправили мне мотоцикл совершенно бесплатно, накормили и пустили переночевать у себя на базе.

До сих пор на пути из Якутска в Магадан не построены мосты через самые широкие реки Лена и Алдан. В местах, где эти великие сибирские реки пересекают дорогу, летом обеспечивается паромная переправа, а зимой обустраиваются проезд по льду.
Первые 400 километров от Якутска дорога проходит вдоль многочисленных сел, жители которых, традиционно занимаются скотоводством. После реки Алдан плодородные земли заканчиваются, дорога становится более пустынной.
После смерти Сталина произошло упразднение системы трудовых лагерей.
Без заключенных на Колыме образовался дефицит рабочей силы. Рабочих на север стали привлекать хорошими заработками. Это дало сильный толчок развитию региона. Строились новые промышленные предприятия, гидроэлектростанции. Населенные пункты вдоль трассы разрастались.

В конце 20 века, с распадом Советского Союза кризис пришел и на Колыму. Не стало высоких зарплат и хорошего снабжения. Без вложений в инфраструктуру предприятия ветшали, прииски постепенно отрабатывались, старые шахты признавались нерентабельными и закрывались. Людей расселяли. Поселки опустели, превратившись в мертвые города.

Когда экономика в новой стране стала налаживаться, восстанавливать, обветшавшие к тому времени, поселки не стали. Вся инфраструктура в них уже была разрушена, а строить новые не было смысла. Современные предприятия используют свою собственную автономную инфраструктуру с минимальным количеством сезонных рабочих, приезжающих с материка. Магаданская область все больше становится рабочим регионом, где количество постоянных местных жителей уменьшается в угоду более дешевых сезонных рабочих.

Чем ближе к Магаданской области, тем больше встречается заброшенных поселков вдоль дороги.
На каком мотоцикле ехать? В одном из путешествий в Магадан мы с попутчиком ехали на двух совершенно разных мотоциклах: Honda CRF1000L Africa Twin и Honda XR 250 Baja. Чаще отстающим был легкий мотоцикл. Особенно в хорошую погоду, когда дорога сухая и по ней можно держать высокую среднюю скорость на протяжении сотен километров. В дождливую погоду скорость выравнивалась. Дорога в дождь становится скользкой и нужно быть очень осторожным на любом мотоцикле. К местам ночёвок на реках можно было найти подъезды на любом из этих мотоциклов. Подъезды к паромным переправам через реки Лена и Алдан тоже без проблем для обоих байков. На Колымской дороге остался только один ручей, который нужно переезжать вброд самому, но и это место не доставило трудностей для наших мотоциклов.
Если не съезжать с основной трассы на заброшенные участки дороги, то для путешествия удобнее будет туристический мотоцикл двойного назначения объемом от 650cc и выше. Но если ваша цель находится в стороне от основной дороги и вы хотите проехать Старую Колыму с разрушенными мостами, болотами и знаменитыми колымскими лужами, то понадобится мотоцикл полегче.
Советы
  • Когда ехать?
    Конец июня - начало сентября
  • Сколько дней?
    От 4 дней и более
  • Запас бензина
    Максимальное расстояние без бензина 400 км, участок между поселками Усть-Нера и Сусуман
  • Доставка мотоцикла
    В Якутск по земле. Магадан - Владивосток морем
  • Гостиницы
    Скромные гостиницы и общежития для рабочих есть во всех крупных поселках
  • Медведи
    Не так много, как говорят
  • Кемпинг
    Удобно на многочисленных реках
  • Вода
    Из большинства ручьев можно пить воду без дополнительной очистки
  • Связь и интернет
    Только в населенных пунктах и в точках
    экстренной связи
  • Запчасти и мастерские
    Отправлять заранее в Магадан или в Якутск, или везти с собой. На месте можно купить только масло.
    Мотомастерские есть в Якутске и в Магадане.
  • Мотоцикл
    Любой мотоцикл двойного назначения
  • Резина
    Любая универсальная резина двойного назначения
Поделиться статьей