Кавказ
Путешествие по республикам Северного Кавказа

Кавказ

Путешествие по республикам Северного Кавказа
Что я знал три месяца назад про Северный Кавказ? Мало чего, кроме, пожалуй, того, что там Эльбрус и бородатые террористы. А там ведь, оказывается, целых шесть республик, не считая Ставрополья, и огромное количество достопримечательностей. Горы, археология, традиции и многое другое.
Мотоцикл был упакован в ящик и отправлен в Ставрополь транспортной компанией. Следом переместился и я, за 20 часов ночным автобусом из Москвы.

Ящик размером 160х55х100 см. Сняты колеса и вилка для компактности.
Ящик весит 205 кг, внутри экипировка и все остальное для путешествия.
Обошлось в 7000 р с учетом доставки на адрес. Если делать обрешетку вокруг собранного мотоцикла, стоимость в полтора раза больше. Шел мотоцикл
5 дней.
Примерный маршрут. На все один месяц, с учетом возвращения своим ходом. Начало в Ставрополе.
Перевал Гумбаши - Хребет Ужум - БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) -
Архыз (Софийская поляна) - Плато Бермамыт - Урочище Джилы-Су -Тырныауз (напрямую через перевал) - Чегемское ущелье (Эльтюбю) - Первал Думала (Безенги) - Черекское ущелье (Голубые озера).

Дальше Северная Осетия - Ингушетия - Чечня - Дагестан.
Северная Осетия: Фиагдонское ущелье - Цейское ущелье.
Ингушетия: Джейрахский район.
Чечня: Грозный - Аргунское ущелье - озеро Казеной-Ам.
Дагестан: Махачкала - перевал Харами - Ботлих - Дербент - Шалбуздаг.

В конце ездовой части возвращение в Баксанское ущелье и восхождение на Эльбрус.

19 часов ехал бус из Москвы. Бус говно - древний Неоплан с неработающим кондиционером и малым расстоянием между сидениями. Но, несмотря на это, поездка удалась. Было мало людей и отличный сосед.

Акклиматизировавшись шашлыками, первое место куда я поехал из Ставрополя - это Лесо-Кефарь (Карачаево-Черкесия), древнее городище, непонятно чье, непонятно каких эпох. Остановился на турбазе в конце деревни. Магазинов тут нет, как и заправки. Еду готовит хозяин базы, на любой кошелек, от сосисок до форели. За три раза поесть отдал еще 600 руб, по системе - сколько дашь.

Первые впечатления про людей. Средняя Азия советских времен, где русские и коренные жители живут вместе 50\50. Все нормально, дружелюбно. Работающие на земле люди обычно не склонны к плохому. Очень много скота. Перегон баранов по трассе нормальное явление. Люди помогают, с удовольствием общаются, с чувством юмора нормально.

Пообедав, помывшись и переждав сильный дождь, пошел искать дольмены. Рядом с последним домом ко мне присоединились три собаки и следовали за мной всю дорогу, куда бы я не лез. Древнеаланские дольмены и петроглифы раскиданы наверху хребта, нужно прогуляться ножками пару часов, чтоб к ним добраться. Указателей никаких, нужно ориентироваться на подсказки местных. Прошел мимо, но по удаче все нашел. Ходил примерно 4 часа, быстрым темпом.
Переночевав в Лесо-Кефаре, поехал в соседнее ущелье к Архызу.
По короткой дороге через хребет всего 12 км. Направление Лесо-Кефарь - Нижняя Ермоловка. Подняться самостоятельно на хребет не получилось из-за грязи и дорожной резины. С трудом выехав обратно, поехал по обычной дороге.
Поднимаюсь к БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) - крупнейший в Евразии телескоп с диаметром зеркала 6 метров. Являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года по 1993. К обсерватории, на самый верх хребта, ведет серпантинная семнадцатикилометровая асфальтовая дорога. Обсерватория открыта для посещения по выходным.
В самом Архызе делать особо нечего, кроме как добыть экскурсию на Софийскую поляну, лошадей, рафтинг, купить чего-нить сувенирного или переночевать с удобствами.
Еду на Софийскую поляну и к одноименным водопадам.
От поселка километров 10. Поляна остается позади. Дорога к водопадам проходима только на внедорожнике. Распугиваю пеших туристов. Дорога идет по реке, или река по дороге. Я бы туда и не сунулся, если бы не увидел ползущего в русле внедорожника. Оставляю мотоцикл у шашлычников под навесом, иду смотреть водопады. Идти примерно час-полтора. Водопады большие, от них открывается прекрасный вид на ущелье.
Схожу вниз, ем суп и собираюсь обратно. Надеваю дождевик с бахилами, снова в реку лезть. Попутно спрашиваю бензин у многочисленных туристических уазиков. Проезжаю поляну и обратно в Архыз. В поселке нет заправки, выручают местные на шишиге. Дали 3 литра, отказавшись от денег. Этого мне хватит доехать до заправки.

Нужно выбирать, оставаться в Архызе на ночь или ехать в Кисловодск.
Звоню Сильверу с форума 26, получаю добро на встречу и помощь в размещении. На этом знакомство с Карачаево-Черкесией закончено. Переезжаю в Кисловодск к нарзанам и горным маршрутам.

Первый сайт, куда поехали с местными мотоциклистами - плато Бермамыт. Фотографии с этого места послужили стимулом поехать на Кавказ.
На следующий день поехали по красивой дороге на Джилы-Су.
От источников Джилы-Су есть прямая дорога через перевал в Баксанское ущелье. Местные говорят, что в этом году на машине еще никто не ездил из-за того, что сошел сель, но квадроциклы ездят. Дорога оказалась проходимой и очень красивой. Петли перевала спускают в город Тырныауз.
Заселился в Чегете, номер за 500 р без удобств. Много туристов. Сходил в баню, узнал про прокат экипировки для восхождения. В Приэльбрусье есть вся инфраструктура: банкоматы, интернет, многочисленные отели, подъемники и горы-горы-горы.

Утром, проснувшись и позавтракав, пошел на Чегет. Есть подъемник, иду пешком. За мной опять привязался бобик, шел до высоты 3400 м. Подъем занял 4 часа. Обратно спустился на канатке.
Из Баксанского ущелья через перевал покатил в Чегемское ущелье
(Былым - Эльтюбю). В Чегемском ущелье интересно прокатиться по дороге, сжимаемой тесниной, которая идет к водопадам.
Место очень туристическое. Есть базар и шашлыки.
Дальше в Черекское ущелье, к Голубым озерам. Есть короткий перевал между ущельями, но там сейчас не проехать из-за смытого селем участка дороги. Еду в объезд. Здесь есть интересный сайт в виде старой дороги, которая используется для развлечения туристов пешей прогулкой по ней. Тропа подходит для мотоцикла, но перед тем как туда заехать меня ловит охранник и, как все страшные и злые кавказцы, заставляет пить чай и есть еду.
Еду в селение Верхняя Балкария, там смотрю старые оборонительные башни, которые сильно не впечатляют, и возвращаюсь обратно к озерам. Всего есть
3 озера. Среднее и нижнее покрасивее и почище, вокруг все в кафешках. Селюсь на турбазу. Прогулялся вокруг озера и отдыхать.
Утром выезжаю на большую Кавказскую дорогу и ухожу в Ардонское ущелье. Это уже Северная Осетия. Есть перевал, который хочу разведать. Спрашиваю у местных проезжабилен ли он и, получив утвердительный ответ, еду в Фиагдонское ущелье по горам.
На спуске с перевала пошли многочисленные сторожевые башни.
Мне нужно ехать через еще один перевал. Но сначала необходимо раздобыть бензин. В Фиагдоне заправки нет, ближайшая в 25 км, на трассе. Местные подсказали обратиться в пожарную часть, не то чтобы они продают, а просто объяснить ситуацию и помогут. Налили после собеседования 7-литровую канистру.

Съев мороженое и пообщавшись с местными о дорогах, еду в Фазикау, чтобы посмотреть Мидаграбинские водопады, самые высокие в Европе
(600-700 м). Нужен паспорт, рядом граница с Грузией. По факту никто не проверяет. Распугивая туристов, пробираюсь по руслу реки выше к водопадам.
На развилке с кармадонской дорогой есть интересный сайт - Город мертвых.
Древнее кладбище, состоящее из 97 склепов.
Отсюда недалеко до Кармадонского ущелья, где 20 сентября 2002 года произошел сход ледника Колка. Масса из снега, льда и камней двигалась по ущелью со скоростью свыше 100 км/ч. В результате был полностью уничтожен поселок Верхний Кармадон, погибли более 100 человек. Сейчас дно ущелья наполнено серой каменной массой.
Дорогу на Владикавказ так еще и не восстановили, еду в объезд. Переночевав в гостинице, еду на юг, чтобы уйти в Ингушетию. По дороге на Тбилиси ухожу налево, пограничный контроль, и я в Ингушетии. В Джейрахском районе находятся многочисленные башенные комплексы, одно из самых красивых и интересных мест на Кавказе. Сейчас здесь абсолютно безопасно. Во-первых, это пограничная зона, соответственно все под контролем. И, во-вторых, здесь хотят и пытаются развить туризм. Работает большой санаторий, горнолыжный курорт с подъемниками и строятся дороги. Вокруг все в старинных военных и жилых башнях. Самые крупные комплексы: Эрзи, Эгикал, Тагрим. Также стоит отметить Вовнушки за сложность строений на скалах. И здесь же находится один из древнейших христианских храмов Тхаба-Ерды.

Сначала планировал остаться в санатории Армхи, оставить вещи, покатать налегке между комплексами и утром уехать в Грозный. Но сейчас необычно много дождей. Затягивает обычно после обеда, поэтому решил не тратить время на заселение и сразу поехал искать башни. Настигнет дождь, тогда и вернусь в санаторий. Оказалось, что все крупные комплексы можно увидеть проехав перевал из Джейраха в Гули. Дорога грунтовая, но не сложная. Только на башни Эрзи пришлось карабкаться под большим углом.
Комплекс Вовнушки и храм Тхаба-Ерды находятся немного в стороне от дороги.
За несколько часов осмотрел самые крупные комплексы. Решил ехать в Грозный этим же днем. За перевалом начинается новая асфальтовая дорога, проходящая вдоль реки Асса, прошивая республику Ингушетия с юга на север.

В Ингушетии производят очень много меда, вся дорога в пасеках. Как и в других республиках, все разговаривают на двух языках: местном и русском. Здесь уже более строгие традиции, люди кажутся более закрытыми. На дороге нет кафешек, но есть много мелких магазинов. Везде вывески об аренде посуды и столов на праздники. Много свежих домиков, все поселки из красного кирпича.

Выехав на трассу Кавказ, созваниваюсь с клубом Дикая дивизия, там уже ждут. К обеду въезжаю в Грозный. Город не оставляет равнодушным. Широкий центральный проспект, хорошие дороги и никаких следов войны.
Заселился в гостинице Грозный. Утром еду на озеро Казеной-Ам.
100 км от столицы.
В этой части республики горы зеленые, широкие и открытые. Посмотрев Голубое озеро и перекусив сырными лепешками, еду в другие чеченские горы. Те, которые сжимают дорогу в высокую узкую теснину. В Аргунское ущелье Итум-Калинского района.
Переночевав еще одну ночь в Грозном, еду в Дагестан. До Махачкалы 200 км.
Перед городом останавливаюсь на заправке. Залил бензин, ем мороженое, отдыхаю. Рядом заправляется машина, водитель идет в магазин. Выходит, протягивает мне пакет с фруктами и говорит:
- Добро пожаловать. Садится в машину и уезжает.
Так меня встретил "страшный" Дагестан.

Нашел мотомагазин с помощью Камиля из мотоклуба Черные орлы. Поменял масло. Середина дня, жара. Еду вдоль Каспийского моря в город Дербент.
В Дербенте находится единственный на всем Северном Кавказе памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО - крепость Нарын-Кала.
Часть грандиозной оборонительной системы, защищавшей народы Закавказья от нашествий кочевников с севера.
В стенах крепости с давних времен уживались разные религии. Здесь есть самая старая мечеть и один из старейших христианских храмов страны.
Утром поехал к границе с Азербайджаном, чтобы подняться на гору Шалбуздаг. 120 км от Дербента до поселка Мискинджи. От Мискинджи 25 км прекрасной эндурной дороги на высоту 3000 м.
Гора Шалбуздаг (4100 м) является одной из высочайших вершин юго-восточной части Кавказского хребта. Шалбуздаг считается священной горой и является местом паломничества мусульман. На высоте 3000 м построена мечеть, есть гостиницы и столовая.
Сейчас июнь, все закрыто и никого нет. Ходят с июля по конец августа. Доехал до конца дороги. Оставляю мотоцикл, собираю рюкзак и иду наверх.
Идти лениво. С такой мотивацией на Эльбрусе нечего делать. Или просто усталость от переезда сюда сказывается. Не просто сочетать в один день горный маршрут на мотоцикле и пеший поход. Дохожу до ледникового озера. Вода прозрачная и холодная.
Поднимаюсь до каменной поляны на высоте 3700 м. Перекусив, иду обратно. Салам! - окликивают меня. Семья идет вверх. Меня угощают конфетами, местные обязательно что-то несут и дарят другим. В сезон наверх поднимают баранов и там готовят угощения для всех.
Проехав 600 км по трассе, вернулся снова в Чегет, под Эльбрус.
По дороге случился очень неприятный инцидент.
Впереди машина, перед ней еще одна. Скорость около 100 км\ч. Колом встает первая машина прямо в полосе. Вторая машина успевает объехать, открыв мне обзор. За ней я вижу эту остановившуюся машину. Тормозить поздно, попытался уйти в сторону. Зацепил мерседес ногой и сумкой. С воблингом справился, не разложился. Сапог порвался, перелома вроде нет, но нога сильно ушиблена. Сумку нашли на обочине с другой стороны дороги. В мерсе молодая семья с ребенком. Говорят, кто-то выбежал им под колеса. Привязал сумку, выкинул боты и поехал. Позже заметил, что еще коленом смял бак под сумкой.
Сейчас в Чегете. Эльбрус откладывается из-за ноги. Ушиблена пятка и растяжение голеностопа не дает покоя. Дня три похромаю точно.
5642
Эльбрус
Восхождение на вершину Европы

Перед Эльбрусом сходил на Чегет и Шалбуздаг, оба раза примерно до 3400 м. Эльбрус 5600 м и для акклиматизации этого недостаточно. Нужно дорабатывать.

Беру экипировку в прокат (если брать вечером, оплата идет со следующего дня). Утром на такси из Чегета доезжаю до поляны Азау (2200 м). Канатка начинает работать в 9 утра. Первые два плеча - в кабинках,
последнее - кресельный подъемник.

Азау - Кругозор 2200 - 3000
Кругозор - Мир 3000 - 3500
Мир - Бочки 3500 - 3800

Проезжаю только первое плечо до Кругозора, дальше иду пешком. Нужно поднять 800 м. В рюкзаке экипировка и еда. Еду закупать лучше в поселке Эльбрус, всего 15 км от туристических Чегета и Азау, а цены уже другие в магазине.

Поднимаюсь на Мир (3500), здесь есть кафе, гостиница и пасущиеся снегоходы, готовые поднять туристов до 5000 м. Обычно снежики едут до скал Пастухова (4600), но есть и отчаянные, которые везут на 5000 под Косую Полку. Есть еще ратраки, которые легко довозят ленивых на 5100 м. Ратрак стоит 1000 евро, можно торговаться. Везет 10 - 12 человек. Можно использовать снегоход между приютами, как такси. Снегоход может везти 2 человека.

На Мире надеваю пластиковые ботинки, начинается снег. Дохожу до Бочек часам к 12. Здесь есть гостиница, кафе, электричество. Гостиница с постоянным электричеством и нормальными кроватями стоит 800 руб. Койка в Бочке или вагончике 500 руб, электричество вечером включают на 3 часа.
Селюсь в гостиницу, сторговавшись на 600 руб.

В моей комнате двое парней из Москвы и трое ребят из Крыма, поднявшиеся чуть раньше меня. Москвичи планируют выйти на восхождение этой ночью.
Перекусываю и иду на Приют 11-ти. Еще 300 м вверх. По правилам акклиматизации подняться нужно выше того места, где будешь спать.
Чтоб сразу не спускаться, а немного побыть на этой высоте для лучшей акклиматизации, подхожу к парню у палатки поболтать. Двое парней из Москвы поднялись на приют полностью пешком через Ледовую базу, по леднику. Ждут погоду, хотят выйти сегодня ночью. Рядом стоит лагерь белорусов, также выходят сегодня.
Побыв час на приюте, спускаюсь обратно на Бочки, в свою гостиницу. Завтра акклиматизационный выход на скалы Пастухова (4600 м).
Спалось нормально, ночью ушли на гору москвичи. Взяли снегоход, который поднял их на 4600 м, откуда еще топтать 1000 м по вертикали до вершины. Позавтракав (в гостинице есть газовая плита с баллоном), выхожу вверх.

Сильный ветер, видимость плохая. Встречаю спускающихся соседей - москвичей. Не дошли. Погода не пустила. Сильный ветер и никакая видимость.
Дохожу до приюта, здесь все сидят во власти непогоды, завывает снежная метель. Подхожу к парням, с которыми разговаривал вчера около их палатки.
Тоже пытались этой ночью подняться. Не получилось. Очень замерзли.
В эту ночь со всей горы дошли до вершины только два белоруса.

Сегодня мне нужно поднять до 4600 м, но не получается. Дохожу примерно до 4300 м, дальше нет видимости и сильный ветер.
Так и не поднявшись на скалы Пастухова, поворачиваю обратно, подхожу опять к той же палатке, парни собираются вниз, погоды нет, решают спускаться с горы. Идем вместе, в гостинице забираю свои вещи.
Вечером пошли в баню в Чегете.
Парни пойдут снова на гору, у них там стоит палатка. На следующую ночь погода рисует окно без сильного ветра и осадков. Ложился спать и проснулся с чувством, что на гору снова мне идти необязательно. План выполнил, маршрут проехал, Эльбрус посмотрел. Но через час сомнений и вглядывания в карту погоды пошел все-таки в прокат, взял экипировку, позвонил москвичам.
Парни на машине приехали из своего отеля в Азау. Пообедали и поехали к канатке. Поднимаемся на 3500 м. Парни берут снегоход-такси до своей палатки. Отдаю им свой рюкзак и иду пешком, нужно доакклиматизироваться.
Поднимаюсь легко, отдых внизу пошел на пользу.

Парни заселяют в свою палатку, слушаем музыку, обедаем. За окном сильный снегопад. Засыпает палатку.
Подъем в час ночи, выход запланировали на два. Снег прекратился. На небе чисто, звезды и что главное - безветренно! Пока собираемся и греем воду, начинает из всех углов выползать народ, светя налобными фонариками. Светящие точки тонкой струйкой соединятся на тропе.

Выходим в 2:30. Чувствую себя хорошо, спалось нормально. Еще вчера решили снежные такси в виде ратраков и снегоходов не брать, топтать все пешком.

Весь маршрут подъема до вершины делится на
Приют 4100 - скалы Пастухова 4600
Скалы Пастухова 4600 - Косая Полка 5100
Косая Полка 5100 - Седловина 5300
Седловина 5300 - Вершина 5640

До Косой Полки тупой подъем. Кто-то топчет ровно, кто-то зигзагами, людей много. Серега сразу ушел вперед, Андрей идет за мной. Понемногу в темноте обходим тени людей.

Нашел ритм. К рассвету подходим к Косой Полке. Поднимаются два ратрака со свежими людьми. У меня все хорошо, голова не болит, ритм работает. Обхожу всех. Первому топтать тяжело по снегу. По всему маршруту расставлены вешки для ориентира. Косая Полка - это крутой переход к Седловине. Зигзагами здесь не пойдешь. Место опасное тем, что, сорвавшись, можно укатиться далеко вниз.

Протаптываю Косую Полку. Дохожу до Седловины.
Виден маршрут к вершине, впечатляющий крутой прямой подъем.
Этот участок первым топтать не хочу. Пью чай, вышло солнце, потеплело. Понемногу подползают люди. Топтать вперед пошел тот белорус, который пару дней назад поднялся в непогоду. Он старший группы и снова ведет своих к вершине.

Еще немного сидим с Серегой. Солнце из глубокого минуса делает жаркий плюс. Снимаем пуховки, мажемся кремом, надеваем очки, идем в кофтах.
Еще час и выходим на плоскую вершину Эльбруса, в дальней части которой виднеется самая высокая точка в виде холма. Тут уже сомнений никаких - будем на вершине!
На вершине принимаем эстафету у ранее поднявшихся. Фотографируемся, наслаждаемся прекрасной погодой и окружающими пейзажами.
Поднимается следующая партия, уже мы с поздравлениями передаем им вершину и идем вниз. Встречам нашего третьего товарища - Андрея, ему еще немного осталось.
Спуск забирает все оставшиеся силы. Через два с небольшим часа мы у палатки. Серега остается собирать вещи и ждать Андрея, я иду вниз, доползаю до канатки, спускаюсь, такси в Чегет, полтора часа сна. Вечером баня-шашлык-коньяк и традиционное ощущение - все, никаких больше гор!
Техническое описание маршрута
Ставрополь - Лесо Кефарь
Ехать приятно, дороги сельские. Последний участок от Сторожевой до поселка Лесо Кефарь - хорошая грунтовка.
В деревне нет магазинов, есть 2 турбазы, где готовят еду постояльцам.
Координаты дольменов:
43.44.894 041.25.896
Искать внимательно, можно пройти совсем рядом и не заметить дольмены в лесу. Почти весь путь асфальт.

Лесо Кефарь - Архыз - Софийские водопады
Вернуться придется немного обратно, если по асфальту. Можно перескочить в соседнее ущелье напрямую: Лесо Кефарь - Нижняя Ермоловка.
Дорога проезжается только если стояла несколько дней погода
без дождей. Нужно подниматься на хребет, и если мокро, то много жидкой-скользкой грязи под уклоном. От Архыза почти до самих Софийских водопадов
есть дорога. Только для эндуро. Проезжается примерно за час-полтора в нормальную погоду, не спеша. Под водопадами место туристическое с шашлыками. В Архызе нет заправки!

Плато Бермамыт
На плато можно доехать несколькими путями. Мы ехали по асфальтовой дороге в сторону Джилы-Су. Через 40-50 км нужно поворачивать в горы на грунт, деревня Аул Хасаут, ориентироваться на ЛЭП, столбы идут через само плато. Поездка займет на круг (вернуться через Медовые водопады) полдня.
Лучше попросить местных, чтоб проводили. Дороги только для эндуро.

Источники Джилы-Су
Из Кисловодска сделали асфальтовую дорогу до самих источников
Примерно 70 км. Можно приехать на любом транспорте.

Из Джилы-Су в Баксанское ущелье
Из Джилы-Су можно проехать красивой высокогорной дорогой в Баксанское ущелье. Выезд с перевала на дорогу будет в Тырныаузе. Дорога перевала проходится только на эндуро. Ехать час-полтора, спуск в Тырныауз по очень длинным петлям серпантина еще минут тридцать-сорок. Обязательно узнавать, как и про все междуущельные перевалы, у местных состояние дороги.

Баксанское ущелье - Чегемское ущелье
Из Тырныауза в сторону Нальчика километров 15-20 по асфальту до поселка Былым. Там уходим направо в горы, 30 км по горам и выходим в Чегемское ущелье. Перевал не сложный, красивый. Проходится за час-полтора.

Из Баксанского ущелья есть перевал в Безенгийское ущелье
В мое время там смыло кусок дороги, и он был не проходим,
в хорошее погодное время его можно проехать на эндуро.

Мидаграбинские водопады
Вдоль реки Гизельдон есть грунтовая дорога. От этой дороги (Фиагдон - Даргавс) свернуть в Фазикау, ехать примерно 30 минут.

Из Северной Осетии в Ингушетию через Джейрахский район
Времени понадобится с осмотром башенных комплексов часов 3-5.
Дорога грунтовая, хорошая. Выходит на большую асфальтовую дорогу, которая пойдет наверх до трассы Кавказ.

Пара красивых грунтовых дорог в Чеченской республике
Ведено-Харачой-оз.Казеной-Ам. От Грозного до озера ехать часа 2.
Аргунское ущелье.

Гора Шалбуздаг (Дагестан)
От Дербента до села Мискинджи 120 км на юг, дорога асфальтовая
В Мискинджи есть заправка, кафе. От Мискинджи на гору идет грунтовая дорога до высоты 3000 м.