ГУЛАГ

БУТУГЫЧАГ





страшно красивое место
"Даже черт не нашел бы места лучше для каторги, чем Сопка. Безжизненно голые вершины, как на Луне. Жесточайшие морозы и ветер выжигали все живое"
Бутугычаг – один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа на Колыме. Он, как маяк для меня, присутствующий в каждом направлении путешествия, ставший таковым после прочтения книги «Черные камни» Анатолия Жигулина.
На трассе Р504 (по-старому Колымский тракт) отсыпали смытый наводнением пролет моста, можно двигаться дальше в сторону Магадана, на дорогу, названную в честь северной реки Колыма, протекающей по Якутии и Магаданской области. Дорога обновлена, но до сих пор является одним из символов эпохи исправительно-трудовых лагерей.
Главенствующим предприятием в то время здесь был «Дальстрой». Трест по промышленному и дорожному строительству и разработке недр с добычей всех полезных ископаемых края. Дальстрой охватывал территорию от Берингова моря на востоке и до реки Лена на западе. Осенью 1941 года в Хандыгу начали прибывать баржи с заключёнными, которым предстояло строить дорогу Хандыга - Кадыкчан, известную как Road of bones (Дорога костей).
Современный Колымский тракт начинается в Якутске. Так было не всегда. Исторический нулевой километр дороги находится на реке Алдан, в 400 км восточнее, где для ее строительства основали пристань и посёлок Хандыга.

" Лагпункты располагались через каждые 10-15 км. Вдоль всей трассы от сопок к дороге были проложены дощатые дорожки, по которым двигались тысячи тачек: к дороге – гружёные песком и гравием, обратно, к сопкам, пустые. Сначала строили «пролаз» для одной машины. Потом двигались дальше. Строительство дороги протяжённостью 733 км завершилось в августе 1943 года."

Современная Колыма в неплохом состоянии: от начала до конца обслуживаемая, имеются мосты, ведутся серьезные ремонты с запиливанием гор и отсыпкой полотна. Протяженность всей дороги около 2000 км.
На участке Якутск-Хандыга (420 км) две паромных переправы. Обе платные. Первая в самом Якутске через Лену и вторая — через Алдан перед Хандыгой. На второй переправе зависли в ожидании парома. Накопилось много машин. Через пару часов подошли две баржи, и потолкавшись увезли всех на своих стальных животах под опускающееся солнце.
К берегу пристали вторыми, на что и не стоило бы обращать внимания, но здесь вторыми означает, что спрыгнувшие машины с первого парома будут ехать впереди нас, поднимая большое количество очень медленно оседающей пыли. Пыль — это трудность колымской дороги в сухую погоду, но и она лучше чем грязь в дождь.

После переправы до поселка остается 50 км. В поселке есть заправка, асфальт, гостиница, кафе и светофор. Заселились в общежитие горно-геологического техникума. Стоимость проживания 600 рублей с человека, есть парковка с видеонаблюдением и горячая вода в душе.

Если разделить всю Колыму на участки для прохождения с ночевками в доступной цивилизации, общепринятым считается маршрут: Якутск — Хандыга — Усть-Нера — Сусуман — Магадан.

От Хандыги до поселка Теплый ключ, где есть заправка и хорошее кафе, 70 километров. За ним начинаются долгожданные горы. Зачастую, в такой смене ландшафта проходит граница между регионами, здесь этого не происходит, продолжается бескрайняя Якутия. В Усть-Нере заправив бензином под завязку все емкости, встаем лагерем на ночевку. Завтра самый большой перегон без цивилизации продолжительностью 400 километров.
Дорога красивая, с перевалами и прижимами вдоль рек. Перед Сусуманом уходим с основной дороги на Тенькинскую трассу, по ней до Магадана на 150 км меньше. Эта дорога красивее, короче и не сильно хуже по качеству. Много перевалов, кажется, их аж 7 на Теньке.
Бензин после ухода с основной трассы будет только через 160 километров в Омчаке. Пройдя перевал Гаврюша, окончательно понимаем, что топлива нам не хватит. Выручили дорожники, обслуживающие один из участков трассы. Слили 20 литров бензина, от денег отказались, вместо этого накормили, затопили баню, свозили на рыбалку и оставили на ночлег.

Погода отличная. Останавливаемся в поселке Омчак на дозаправку и закупку продуктов. Здесь находится одно из крупнейших в мире золоторудных месторождений, которое разрабатывает рудник имени Матросова, один из первых рудников на Колыме. Благодаря ему сейчас живёт дорога.

Но здесь я из-за другого предприятия, брошенного в тишине прошлого недалеко от трассы. Исправительно-трудовой лагерь Бутугычаг, в котором в промышленных масштабах добывали олово и уран с 1937 по 1956 год.

За мостом через ручей Террасовый начинается заросшая дорога в лагерь. За небольшим бродом установлен предупреждающий знак о повышенном фоне радиации и запрещении пить воду из ручья.
Нижний Бутугычаг вытянут вдоль долины Террасового ручья. В этом месте была электростанция и гаражи по обслуживанию техники. Сама гидрометаллургическая фабрика по переработке руды находится в верхнем лагере, по прямой до которого всего 5 км, но, как известно, прямо только птички летают. Нужно обходить сопки. Всего до фабрики около 10 километров, что заняло у нас около 2 часов из-за большого количества участников на тяжелых Африках, которым пришлось сильно пошкрябать алюминиевыми тазиками защит по камням «дороги».

Доехав до завода по переработке урановой руды, ставим лагерь. Дальше только пешком, по каменной реке вдоль ручья Шайтан. Когда-то здесь была дорога. Она соединяла «микрорайоны» Верхнего Бутугычага и вела к производственной зоне в рудники. Через пару километров, с левой стороны от ручья, ряд построек с бараками и зоной, за которыми начинается подъем на крутую сопку с узкоколейкой, которая ведет в лагпункт Горняк. Здесь начинаются многочисленные дырки шахт. Везде лед, несмотря на последний месяц лета.
Простые каменные барачные постройки на сопках напоминают древние города Инков в горах Перу. Но Инки были более 500 лет назад, а эти города строила современная «цивилизация индейцев» совсем недавно. Внутри мастерских сохранилось множество инструментов и агрегатов, до сих пор пахнет мазутом.
На самой вершине расположен лагпункт «Сопка». Здесь, кроме производственных построек и горных выработок, располагалась метеостанция. По многолетним наблюдениям выявлено, что это одно из самых ветреных мест Магаданской области.
Сопки, бараки, шахты — страшно красивое место, вызывающее сильное гнетущее чувство на фоне суровой красоты «Черных камней».

К закату возвращаемся в лагерь. Ужинаем, делимся впечатлениями от увиденного. На следующий день прибываем в сам Магадан, отмечая конец поездки отдыхом на Охотском море под крики морских чаек и уходящего лета.
Поделиться с друзьями