История о могуществе дикой природы и погружении в нее человека. История путешествия по Камчатке, в стране вулканов и медведей. Название «Камчатка» эта земля получила от названия самой большой реки на полуострове, именуемой Камчаткой. Несет она свои воды среди самых высоких и активных вулканов континента в Тихий океан. Камчатка представляет собой один из величайших в мире полуостровов.
Камчатка это полуостров, но по сути это остров, потому что туда не существует никаких дорог, даже зимних. Чтобы доставить мотоцикл на Камчатку, я отправил его транспортной компанией заранее, за два месяца. Сначала мотоцикл везут по земле до Владивостока, затем на грузовом судне забрасывают по морю на полуостров. Через два месяца после отправки мотоцикла вылетаю на самолете вдогонку.
Когда летишь над Камчаткой, видишь цепи горных хребтов и отдельные конусообразные вершины – это вулканы Тихоокеанского огненного кольца. Вулканы выступают среди хребтов и лесистых долин исполинскими массивами камня и льда. На Камчатке насчитывается несколько десятков активных и сотни потухших вулканов.
Низкая плотность населения Камчатки способствует сохранению огромной территории полуострова в «лапах» дикой природы. В этом путешествии я мечтал добраться на мотоцикле по берегу Охотского моря до Курильского озера, к самому большому скоплению бурых медведей в мире. Озеро является крупнейшим нерестилищем лосося в регионе, что и привлекает медведей. Камчатка одно из немногих мест в мире, где этот зверь может чувствовать себя свободно. Ориентировочная численность медведей на Камчатке 20-30 тыс. особей – один медведь на десять человек.
Камчатка является самым дождливым регионом России. На побережье Охотского моря непогода выражена особенно сильно. Частые циклоны приносят сюда сильные ветра, дожди и шторма. Дождавшись нескольких погожих дней между циклонами, еду от Тихого океана к Охотскому морю, чтобы попробовать добраться до Курильского озера к самым медвежьим местам на планете. Путь этот не прост из-за отсутствия нормальной дороги, сложных погодных условий и множества рек, через которые не существует мостов. Специально для этого маршрута была разработана надувная лодка, на которой я собираюсь пересекать большие реки вместе с мотоциклом. Все варианты лодок на рынке были слишком тяжелыми и объемными, поэтому родилась идея сделать лодку по своим характеристикам. Лодка должна выдерживать 300 кг, весить не больше 5 кг, складываться в небольшой гермомешок и быть достаточно крепкой, чтобы выдерживать острые углы мотоцикла. Задача трудно исполнимая, но благодаря Birdypackraft мы смогли реализовать мою безумную затею. Лодку назвали Большая Цапля. Я вез ее с собой в мотоцикле.
Путешествие к Курильскому озеру начинается в поселке Октябрьский. Поселок расположен на узкой песчаной косе между Охотским морем и рекой Большая. Добравшись сюда, понимаешь, что такое экстремальные условия жизни. Здесь не растут деревья, дуют сильные ветра, а туманы и дожди забирают себе половину дней летних месяцев.
Берег Охотского моря здесь абсолютно ровен, ни единого холма. Только вдали на горизонте за тундрой видны очертания вулканов. Вода в Охотском море серого цвета из-за темного вулканического песка, который поднимают со дна волны. Вижу на берегу огромные кости кита, дочиста обглоданные медведями. На острых обломках осталась рыжая медвежья шерсть. Вокруг множество свежих следов зверей. В высокой траве виднеются широкие тропы. Их проделывают медведи, передвигаясь вдоль побережья. Приподнявшись из травы на задние лапы или просто высунув широколобую голову с маленькими глазами, медведи оценивающе наблюдают за мной. Когда медведь стоит на задних лапах, видишь, насколько огромен этот темно-бурый зверь. Точно окаменев, без малейшего движения, стоит он среди травы, только крупные ноздри жадно ловят воздух. Утолив свое любопытство, медведь уходит прочь.
Обращаю внимание на темную массу, лежащую впереди на берегу. Подъехав ближе, вижу громадного кита, которого выбросило на берег в шторм. Судя по тому, что кит еще не объеден хищниками и не начал разлагаться, произошло это недавно. Киты массово кормятся вблизи Камчатки. Нередко, умерев естественной смертью в море, они выбрасываются на берег штормом. Громадное существо лежит, растянувшись на брюхе, и имеет от мощного хвоста до морды около 15 метров длины. Большие передние плавники до половины засели в песок. Нижняя губа обнажила длинный ряд усов с волосовидной бахромой. Вдруг из-за туши кита показывается мохнатая голова медведя. Стою в замешательстве. Страх и здравый смысл гонят меня уехать прочь. С другой стороны, я не могу проехать мимо и не сфотографировать открывшуюся мне необычную картину. Не глуша мотоцикл, достаю камеру и квадрокоптер. С помощью дрона облетаю кита и вижу рядом с ним медведя. На фоне морского млекопитающего бурый хищник смотрится маленьким зверьком. Медведь стоит на задних лапах, оперевшись передними в тело добычи, и когтями дерет толстую кожу кита. Медведь почти не обращает на меня внимание, только изредка поднимает голову посмотреть, не приближаюсь ли я к нему, не представляю ли для него угрозу. Солнце опускается к воде на горизонте. Тундра освещается мягким вечерним светом. Отличное время продолжать съемку. Но что это? Почему медведь внезапно бросает добычу и идет в мою сторону?! Поднимаю голову от экрана квадрокоптера, оборачиваюсь и вижу: позади меня стоят на задних лапах еще два медведя. Видимо, почуяв других, более сильных медведей, тот, который ел кита, решил уступить им свое место. Очень опасный момент. Я нахожусь между медведями и их добычей. Сажаю дрон на руку, прыгаю на заведенный мотоцикл и удираю прочь от этого места. В такие моменты, несмотря на страх, начинаешь чувствовать себя частью природы. Мне сейчас очень хорошо. Почему? Я один здесь, в диких, непредсказуемых, новых для меня местах. Отчего же мне хорошо? Просто ли от преодоления трудностей? Или от осознания, что пока все получается? А может от самого пути? Я верю в мой путь, я укреплен в нем, у меня есть цель. Ну и, конечно, я рад, что успел увидеть и заснять удивительную сцену с китом и медведями.
Доезжаю до реки Опала, впадающей в море. Река очень широкая, здесь ее устье. Поднимаю квадрокоптер на разведку, чтобы посмотреть путь переправы. Сверху вижу, как смешивается темная вода реки с более светлой водой моря. На границе вод поплавками торчат головы тюленей. Морские животные охотятся на рыбу, которая идет из моря в реку на нерест. В летнее время здесь действует паромная переправа. Но я еду один. Придется либо ждать редкие попутные машины. Машин на переправу нет, паром стоит на другом берегу. Определив путь переправы, решаю перебираться через реку самостоятельно. Важную информацию, которая, возможно, спасла меня, мне подсказали рыбаки. Реки в устьях нужно пересекать на лодке в прилив, а не в отлив. В отлив было бы логичнее, ведь воды в реке меньше. Но есть другой нюанс. В отлив течение в реке в сторону моря ускоряется, и, если что-то пойдет не так, меня махом вынесет в открытое море. На морских волнах перегруженная маленькая надувная лодка потерпит крушение. В прилив же наоборот – течение меняется в сторону реки. И даже если лодку подхватит течением, то ее понесет внутрь континента, а не в открытое море. Сейчас как раз прилив, вода прибывает, это мой шанс! Готовлюсь к переправе. Накачиваю лодку и привязываю ее сбоку мотоцикла. Закатываю мотоцикл в воду и кладу на бок в лодку. Таким образом мотоцикл оказывается на воде. Вещи и экипировку убираю под мотоцикл, чтобы их не смыло волной. Надеваю неопреновые шорты, футболку и мембранную куртку. На ногах кроссовки. Из одежды ничего такого, что хорошо впитывает воду и может помешать мне выплыть, если лодка с мотоциклом пойдут ко дну. Беру весло, выталкиваю лодку с мели на воду. Сажусь сверху и начинаю грести. Река Опала в устье очень широкая. Волны захлестывают воду внутрь лодки. Гребу веслом, перебрасывая его из стороны в сторону. Страшно, но вроде получается, приближаюсь в берегу. Выбравшись на сушу, радуясь успеху, благодарю реку и море, что они отпустили меня.
Я сильно устал. День подходит к концу. Ночевать одному в палатке в этих местах опасно из-за множества медведей. Прошусь на ночлег к рыбакам в их небольшую сезонную артель. Задав мне несколько общих вопросов, кто я и откуда, меня провожают в просторную общую палатку и показывают, где я могу постелить свой спальник. Когда путешествуешь один, люди к тебе относятся с большим сочувствием, всегда готовы помочь. В трудные минуты я рад и благодарен судьбе за возможность спать в большой палатке с десятком незнакомых людей. После тяжелого и опасного дня тонкая палатка рыбаков дает ощущение уверенности крепкого и безопасного дома, несравнимое ни с одним каменным зданием в городе. Никакой ресторан мира не сможет соревноваться с простым рыбацким ужином, когда ты в походе. И никогда я не получал услуг, радовавших меня больше, чем печь, у которой можно просушить одежду, баня с горячей водой и работающий генератор, от которого можно зарядить электронные устройства. Я люблю путешествовать один, но душевные встречи с людьми в сложных ситуациях дают ощущение счастья, заряжая уверенностью на дальнейший путь.
В 6 утра рыбаки уже на воде, выполняют свою непростую работу. Накрапывает дождь. Мои опасения по поводу медведей оправданы. Утром на песке рядом с нашей палаткой вижу свежие следы зверя, проходившего ночью рядом с нашей палаткой. Собираю вещи, прощаюсь с ребятами, как со старыми друзьями, и еду дальше на юг. Медведей в этих местах настолько много, что через пару дней я перестал им удивляться, привык, как к кошкам и собакам. Считается, что медведи не охотятся специально на человека, за исключением редких случаев. Но из-за близости проживания диких зверей с людьми каждый год на Камчатке происходит несколько смертельных случаев нападения животных на человека. Внезапная случайная встреча с медведем, медведица с медвежатами, медведь с добычей – самые опасные ситуации встреч с хищниками. На берегу реки, в паре десятков метров от меня, сидит медведица с двумя маленькими медвежатами. Защищая потомство, мать готова на все. Она весит несколько центнеров, имеет 10-сантиметровые когти и бегает 50 км/ч. Не хотелось бы оказаться объектом ее агрессии. Останавливаться поздно, расстояние слишком короткое между нами. Дорога проходит прямо у воды. У медведицы выбор: либо бежать на дорогу, по которой еду я, либо лезть в воду. Медведица фыркнула и пошла в воду. Медвежата последовали за ней.
Наконец, передо мной открывается гладь далекого Курильского озера, путь к которому вдохновил меня отправиться на Камчатку. Курильское озеро занимает глубокую котловину между вулканами Ильинский и Дикий гребень. Размер озера около 10 кв. км. Курильское озеро является крупнейшим нерестилищем нерки, одного из видов лосося. Для изучения жизни и учета рыбы здесь построена научно-исследовательская станция. Люди живут в соседстве с медведями, отгородившись забором из тонкой проволоки под электрическим напряжением. Напряжение не опасно ни для животных, ни для людей. Медведи с детства помнят пощипывания током и, вырастая, уже не идут на забор. За исключением случаев, когда они начинают выяснять отношения между собой. Тогда массивные животные сносят все на своем пути. Вес самца камчатского бурого медведя может достигать 700 кг – это один из самых крупных медведей на планете.
Мне повезло увидеть живым самого известного медведя Курильского озера по кличке Казанова. Огромный рыжий зверь, которому больше 20 лет. Морда в шрамах от многочисленных схваток, оторвано ухо. Казанова – самый свирепый медведь, за которым наблюдали на озере. Он прославился своим жестоким отношение к собратьям. Не раз нападал он на самок и съедал своих же медвежат. Как ни странно, злейшие враги потомства косолапых – взрослые медведи-самцы. Защищая малышей от них, медведица бесстрашно вступает в неравный поединок. Заканчивается он обычно гибелью одного из дерущихся, чаще самки. Такая злоба в животном мире, выраженная неприязнью к себе подобным существам, есть, вероятно, только у медведя. Особенно сильно она проявляется у самцов в годы полного расцвета сил, когда они беспощадно борются за свою доминантность. В старости же доминирующие самцы сами становятся жертвами своих более молодых и сильных собратьев. Так случилось и с Казановой. После отъезда я узнал, что старого медведя нашли мертвым. Погиб он в схватке от лап другого медведя.
Волнительно переночевав в палатке внутри ограждения с электрическим током, выбираюсь обратно к подвесному мосту через реку Озерная, где оставил мотоцикл. Мотоцикл опрокинут медведем. Но, по счастью, никаких повреждений на нем нет. У меня осталось совсем чуть-чуть бензина, чтобы доехать до поселка Озерновский, где мне предстоит найти бензин на обратный путь. Стоя в центре поселка, слышу лай собак. Оборачиваюсь и не верю своим глазам. Мимо меня пробегает медвежонок. Хватаю фотоаппарат и бегу за ним. Сильнее всего удивило даже не присутствие медведя на улице, а то, что люди почти не обращали на него внимания. Только машины сигналили, проезжая мимо. Никакого страха, паники или удивления от людей. Ещё один обычный день в поселке. В поселке нахожу бензин, купив его из бочки у одного из местных жителей, и вдоль Охотского моря за пару дней возвращаюсь в город Петропавловск-Камчатский, где завершается камчатское приключение.